Обзоры

Stray: Обзор

Степан Песков

Играл на PC

Вы любите кошек? Можете не отвечать, точно знаю — любите. Как и весь видеоигровой мир, который в преддверии выхода  Stray начал вести себя будто кот, почуявший запах валерьянки. Общественность обласкала игру заочно, обеспечив ей твёрдые позиции в чартах продаж за счёт предзаказов, а после релиза и вовсе будто с ума сошла: Stray в одночасье стала самым популярным проектом Annapurna Interactive, стабильно удерживала пиковый онлайн на уровне полусотни тысяч пользователей, а оценки в Steam у неё такие, что остаётся только позавидовать разработчикам.

В чём же секрет успеха Stray? Может, в одном лишь главном герое — безымянном рыжем коте, который так похож на настоящего и приключения которого приковывают внимание реальных домашних питомцев? Или здесь есть что-то ещё, ради чего на работу BlueTwelve Studio стоит обратить внимание даже тем, кто не питает особых чувств к милым пушистым созданиям?

 

Планета Шелезяка, населена роботами

Несмотря на то что Stray, пожалуй, самая кошачья из всех игр, о главном герое практически ничего не известно. Это… просто кот, только и всего. И история его начинается совсем рутинно: рыжий занимается своими кошачьими делами — общается с другими кошками, умывается, спит и гуляет сам по себе. Глаз игрока, впрочем, сразу цепляется за то, что мир вокруг необычный: перед нами давно заброшенные и заросшие городские руины без следа людей или других разумных созданий.

Что тут случилось? Опять постапокалипсис? А, похоже сейчас узнаем — наш герой во время очередной пробежки по окрестностям проваливается куда-то в глубины полуразрушенной технологической сети и попадает в подземный город.

Очень приятно, кот.

Кажется, что здесь, в отличие от поверхности, кипит жизнь, хоть и с большими оговорками. Есть зурки — небольшие, безмозглые и весьма злобные органические создания, охотящиеся на любого, кто попадётся им на глаза. Ничего особенного — типичные безликие враги, добавленные с целью разнообразить прохождение: так как убить зурков кот не в состоянии, остаётся только убегать. Делать это приходится быстро — неторопливые созерцательные сцены (а посмотреть здесь есть на что) порой сменяются энергичными забегами от кровожадных противников. Иногда, впрочем, избавляться от угрозы приходится с помощью решения несложных головоломок.

Но куда интереснее более дружелюбное население, состоящее из человекоподобных роботов. Ведут себя они… своеобразно: уж не знаю, понимает ли это кот, но игрок сразу заметит, что роботы копируют поведение людей, не особо задумываясь о целесообразности своих действий. Они готовят еду и напитки, хотя вряд ли смогут воспользоваться ими по прямому назначению, носят ненужную для хоть и разумной, но всё же железяки одежду, грустят и веселятся, пусть от этого в их жизни ничего не меняется.

А ещё у некоторых роботов есть мечта — выбраться наружу. Говорят, что сделать это почти невозможно — путь наверх преграждают полные зурков подземелья. Но несмотря на это, отдельные смельчаки не прекращают попыток. Тут цели пушистого бедолаги и металлических непосед пересекаются — кот мало что может в одиночку, но станет хорошим помощником для беглецов.

Впрочем, наш кот теперь не совсем одинок — в начале своего путешествия он встречает небольшого робота по имени B-12. Миниатюрный дрон становится верным спутником и помощником: освещает фонарём тёмные углы, открывает электронные замки, переносит предметы и, главное, занимается переводом реплик жителей города, которые разговаривают на непонятном для кота (и игрока) языке. Важность общения с роботами трудно переоценить: они живут здесь очень давно, знают многие тонкости, недоступные для новоприбывших, а путь наверх далёк и труден.

Без B-12 никуда — без его помощи разобраться в происходящем кот бы точно не смог.

Мёртвый город

Вообще, про город и его обитателей хочется поговорить подробнее. Выскажу крамольную мысль — именно подземные трущобы и неуклюжие железные жители запали мне в душу куда больше, чем кот, которому все умиляются. Ну кот и кот, что с него взять? А вот с роботами и местом их обитания всё куда интереснее.

Хотя город находится глубоко под землёй и никогда не видел солнечного света, выглядит он почти как стандартное современное поселение. Дома с квартирами, бары и магазины на узких улочках, подворотни, уютные (особенно для кота) крыши — обычный набор локаций. Но есть несколько нюансов, выгодно отличающих этот город от того, что мы видели в других играх.