Обзоры

Digimon Survive: Обзор

Кирилл Волошин

Играл на PC

 Digimon Survive стала игрой, которая в день выхода сумела сместить  Stray с трона в чарте продаж Steam. И хотя в целом по итогам той недели она обосновалась на третьем месте, всё равно долгожданный (и многострадальный — игру долго делали и переделывали!) релиз Digimon Survive стал большим событием для поклонников этой знаменитой франшизы. Но в то же время игра подверглась бомбардировке отрицательными обзорами на Metacritic. Одни говорят, что это чуть ли не лучший проект в серии, другие называют одним из худших. Откуда же такие противоречивые мнения и что это за игра вообще?

 

Не только для детей

Digimon — это большая и значимая японская франшиза, прямой конкурент «Покемона». Началось всё ещё в 1997 году с выпуска виртуальных питомцев, через год вышла первая полноценная видеоигра, а с 1999-го начались многочисленные аниме-сериалы и фильмы, ставшие популярными по всему миру. Ну и пошло-поехало — сопутствующие товары, игрушки, мерч, приносящие миллиардные прибыли и звание одного из главных культурных и социальных феноменов нулевых (для Японии, во всяком случае).

Игр за эти годы, естественно, вышло просто невероятное количество (в основном — RPG, файтинги, коллекционные), но в последнее время поток начал иссякать — в основном мы видели онлайновые и мобильные проекты. С сюжетными не ладилось, а разработка Digimon Survive, как я уже сказал, буксовала.

Но прежде чем говорить о новой игре, отмечу, что «Дигимон» для многих — это светлые детские/подростковые воспоминания о том, как в начале нулевых они смотрели первые сериалы. Они были нарисованы в детском, что ли, стиле (в отличие, например, от «Евангелиона», где также были дети и большие, похожие на роботов монстры) и рассказывали простенькие поначалу истории. Детишки попадают в цифровые миры, где встречают хороших цифровых монстров, которые становятся их напарниками и друзьями (каждый дигимон привязан к конкретному ребёнку), и вместе сражаются с плохими, чтобы спасти реальный мир.

Поэтому у многих, и у меня в том числе, когда только начинал знакомство с этим миром, отношение было на уровне «А, для детей». Но на самом деле всё далеко не так просто. Как дигимоны эволюционируют, так эволюционировали и сериалы/фильмы. Конечно, до уровня «Берсерка» и того же «Евангелиона» они не дошли, да и не собирались, но в финале фильма 2020 года «Приключения дигимонов: Последняя эволюция» я едва сдерживал слёзы (хорошо, не сдерживал). Тема противоречия между необходимостью взрослеть и желанием остаться ребёнком здесь показана очень сильно и эмоционально. Ведь по мере того, как дети растут и теряют стремление к развитию и чему-то новому, они теряют связь с дигимонами, и те, ставшие им как родные, исчезают.

Много букв?

Эта тема нашла отражение и в Digimon Survive, которая в некоторой степени выглядит как эволюция типичных дигимон-игр. Здесь огромное внимание уделяется сюжету, персонажам, эмоциям. При этом история заходит на территорию мрачного хоррора, чего раньше никогда в этой серии (в подобной вариации, во всяком случае) не было. И вообще это в первую очередь эпичная визуальная новелла, а только потом — тактическая RPG и коллекционирование питомцев.

Поэтому те, кто по привычке пришёл сюда за двумя последними вещами, оказались разочарованны и принялись критиковать проект за то, что здесь «слишком много букв». Букв и правда много. Поначалу это меня тоже раздражало. Да, персонажи и история вроде бы как новые, но все всё понимают — вряд ли в такую игру заглянут по неведению новички. Те же темы, мотивы, узнаваемые даже внешне образы (главного героя зовут не Таити Ягами, а Такума Момодзука, но он очень похож на предшественника и тоже носит лётные очки), похожие ситуации и даже прямые цитаты.

Группа школьников отправились на экскурсию, потерялись, попали, кажется, в параллельный мир, где их школа оказалась заброшена, столкнулись с неведомой угрозой и встретили невиданных зверушек. Дигимонами их тут никто не называет, но, повторю, все всё понимают и с радостью узнают «динозаврика» Агумона.

Так вот, когда нам подолгу рассусоливают всю эту интерлюдию, а детишки с испугом и большими глазами по 20 раз вскрикивают: «Боже, кто или что это?», «А мы что, в параллельном мире?», «А они что, разговаривают?» — конечно, это раздражает. Но чем дальше, тем интереснее становится. Интереснее с точки зрения не новизны сценария, а того, к каким порой шокирующим и совсем не детским последствиям могут привести наши решения.

Так, общаясь с кем-то из персонажей больше или меньше, принимая в спорах чью-то сторону и так далее, мы усиливаем или не усиливаем связь с ним. А это напрямую влияет на то, кто из них погибнет или не погибнет. Также история зависит от формирования характера Такумы — наши действия и ответы в диалогах отражаются на показателях духа, гнева и гармонии. Учитывая, что все персонажи, несмотря на аниме-клише, получились по-своему интересными, любая смерть, конечно, вызывает шок и осознание, насколько эта игра эволюционировала по сравнению с типичными «дигимонами».

Да, моменты исследования, где нас заставляют с помощью камеры телефона или курсора искать активные точки, которые приведут к продвижению по сюжету или к обнаружению нового расходника/предмета экипировки, кажутся простенькими и однообразными, но и тут нет ничего совсем уж крамольного — типичные для квестов и приключений упражнения.

Выглядит игра здорово!

Драться надо? Так дерись… на хардкоре

Другое дело, что многие пришли сюда за другим жанром. Но и как тактическая RPG Digimon Survive компетентна. В боях учитывается разница высот, атаки со спины или с фланга наносят больше урона. Перед боем можно расставить персонажей. Питомцы получают уровни, разучивают умения, на них можно вешать кристаллы, дающие бонусы к характеристикам или, например, позволяющие копить больше опыта.

И у своих, и у чужих есть показатели сопротивляемости стихиям, а соотносятся все участники сражений друг с другом по классическому принципу «Камень, ножницы, бумага». Отсутствие же характерного для японских тактических RPG широкого выбора классов, которые можно менять чуть ли не на лету, компенсируется обилием питомцев и системой их эволюции, которая позволяет принимать разные формы.